Транспортировка нефти

КМГ завершил строительство нефтетранспортной инфраструктуры по доставке углеводородов на экспортные рынки. В среднесрочной перспективе в приоритете будет: повышение загрузки созданных мощностей через повышение привлекательности и конкурентоспособности маршрутов транспортировки нефти по нефтетранспортным системам КМГ; контроль за операционными затратами.

Транспортировка нефти в КМГ представлена двумя видами – ​магистральными трубопроводами и морским флотом.
Транспортировка магистральными трубопроводами Транспортировка морским флотом
Управляющая компания КазТрансОйл (КТО) Казахстанско-Китайский Трубопровод (ККТ) МунайТас (МТ) Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) Казмортрансфлот (КМТФ)
Доля КМГ: 90%10% акций КТО принадлежат миноритарным акционерам, которые приобрели их в рамках программы «Народное IPO». КТО: 50% КТО: 51% КМГ: 20,75% КМГ: 100%
Объем транспортировки нефти в 2019 году на долю КМГ, тыс. тонн 44 463Объем транспортировки КТО представлен на 100%, т.к. КМГ полностью контролирует операционную деятельность актива. 8 100 1 648 13 126 10 729
Основные направления Экспорт в Европу и Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Европу Экспорт в Европу
Основные машруты Нефтеперерабатывающие заводы Казахстана;

Узень — Атырау — Самара;

порт Актау;

перевалка нефти в системы КТК и Атасу — Алашанькоу
Атасу – ​Алашанькоу;

Кенкияк – ​Кумколь
Кенкияк – ​Атырау Тенгиз – ​Новороссийск Черное и Средиземное моря; Каспийское море
Общая протяженность, км 5 378 1 759 449 1 510 не применимо

Трубопроводная инфраструктура

Трубопроводная инфраструктура Казахстана принадлежит АО «КазТрансОйл», его двум совместным предприятиям (ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» и ТОО СЗТК «МунайТас»), а также Каспийскому Трубопроводному Консорциуму. Действующая трубопроводная инфраструктура Казахстана обладает достаточным потенциалом для увеличения объемов транспортировки нефти с перспективных проектов.

СЕТЬ НЕФТЕПРОВОДОВ КМГ
Сеть нефтепроводов КМГ

АО «КазТрансОйл» (КТО) – ​национальный оператор по магистральному нефтепроводу Республики Казахстан. Компания владеет разветвленной сетью магистральных нефтепроводов общей протяженностью 5 378 км, к которой подключены практически все нефтяные месторождения Казахстана. Компания обеспечивает транспортировку нефти на четыре крупнейших нефтеперерабатывающих завода Казахстана, а также транспортирует нефть на экспорт по нефтепроводу Атырау – ​Самара, осуществляет перевалку нефти в экспортные нефтепроводы КТК и Атасу – ​Алашанькоу, отгрузку нефти в танкеры в порту Актау и на железнодорожный транспорт. Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам обеспечивается 36 нефтеперекачивающими станциями, 67 печами подогрева нефти, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1,4 млн м3. АО «КазТрансОйл» также оказывает услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию магистральных нефтепроводов компаний ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», ТОО СЗТК «МунайТас», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.», АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К», АО «Тургай Петролеум» и магистрального водовода ТОО «Магистральный Водовод».

ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) является владельцем нефтепроводов АтасуАлашанькоу (протяженность 965 км) и Кенкияк – ​Кумколь (протяженность 794 км). Компания осуществляет транспортировку казахстанской и транзитной российской нефти в Китайскую Народную Республику, а также на внутренний рынок Казахстана.

ТОО СЗТК «МунайТас» (МТ) является владельцем магистрального нефтепровода Кенкияк – Атырау протяженностью 449 км. В 2018 году компания приступила к реализации проекта реверса нефтепровода Кенкияк – ​Атырау с целью обеспечить поставку западноказахстанской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Республики Казахстан и нивелировать эффект снижения добычи нефти в Актюбинской и Кызылординской областях, а также экспорт в КНР в объеме до 6 млн тонн в год. Стоимость проекта – ​28,6 млрд тенге. Начало транспортировки нефти в реверсном направлении запланировано на второе полугодие 2020 года.

«Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК) –международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих игроков отрасли, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью 1 510 км (из них 452 км – ​казахстанский участок). Нефтепровод КТК является одним из приоритетных направлений экспортных поставок казахстанской нефти и соединяет казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз с нефтяным терминалом «Южная Озереевка» на Черном море (вблизи порта Новороссийск). Транспортировка нефти по нефтепроводу КТК обеспечивается 15 нефтеперекачивающими станциями, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1,3 млн м3 и тремя выносными причальными устройствами.

В связи с предстоящим увеличением добычи нефти на Тенгизе и Кашагане, в 2019 году акционерами КТК принято решение о реализации Проекта устранения узких мест трубопроводной системы для увеличения объемов транспортировки казахстанской нефти до 72,5 млн тонн в год. Срок реализации проекта 2019–2023 годы, стоимость проекта – ​600 млн долл. США. Финансирование предусматривается за счет собственных средств КТК.

Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам

В 2019 году консолидированный объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам составил 67 337 тыс. тонн, незначительно снизившись по сравнению с предыдущим годом на 622тыс. тонн, в основном из-за снижения объемов добычи нефти в Кызылординской области.

Объем транспортировки нефти на долю КМГ, тыс. тоннКонсолидированный объем транспортировки нефти учитывает объем транспортировки каждой отдельной трубопроводной компании с учетом операционной доли КМГ (за исключением КТО). Часть объемов нефти может транспортироваться двумя или тремя трубопроводными компаниями, и соответственно эти объемы учитываются более одного раза в консолидированном объеме транспортировки нефти.
Объем транспортировки нефти на долю КМГ,тыс.тонн
Структура транспортировки нефти по направлениям за 2019 год, %
Структура транспортировки нефти по направлениям за 2019 год, %
Объем транспортировки нефти, тыс. тонн
Компания 2017 2018 2019
КазТрансОйл (100%) 46 293 45 309 44 463
Казахстанско-Китайский Трубопровод (100%) 16 538 15 997 16 200
МунайТас (100%) 3 660 3 878 3 232
Каспийский Трубопроводный Консорциум (100%) 55 108 61 084 63 256

Тарифная политика

Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок Казахстана подлежат государственному регулированию.

С принятием в 2015 году поправок в Закон РК «О естественных монополиях» от 27.12.2018 № 204-VI, из сферы естественных монополий исключены услуги по транспортировке нефти в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан.

Тарифы на транспортировку нефти
Компания 2017 2018 2019
КазТрансОйл
внутренний рынок, тенге за тонну на 1 тыс. км 3 902 4 292 4 722
экспорт, тенге за тонну на 1 тыс. км 5 817 6 399 6 399
транзит в Китайскую Народную Республику, долл. США за тонну 3,11 3,11 4,23
Казахстанско-Китайский Трубопровод
внутренний рынок, тенге за тонну на 1 тыс. км 5 916 6 507 7 158
экспорт, тенге за тонну на 1 тыс. км 6 799 6 799 6 799
транзит в Китайскую Народную Республику, долл. США за тонну 8,25 8,25 10,77
МунайТас
внутренний рынок, тенге за тонну на 1 тыс. км 5 912 5 912 5 912
экспорт, тенге за тонну на 1 тыс. км 5 912 5 912 5 912
Каспийский Трубопроводный Консорциум
экспорт, долл. США за тонну 38 38 38

Транспортировка нефти морем

Транспортные активы

ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (КМТФ) является национальным морским перевозчиком. В состав активов КМТФ входят:

  • торговый флот: собственные нефтеналивные танкеры – ​«Астана», «Алматы» и «Актау» (каждый дедвейтом 12 тыс. тонн); «Атырау», «Актобе», «Орал» (дедвейтом 13 тыс. тонн). А также нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс» – ​«Алатау» и «Алтай» (каждый дедвейтом 115 тыс. тонн);
  • флот поддержки морских операций (ФПМО) – ​12 единиц: магистральные буксиры «Есил», «Тобол», «Урал», «Иртыш», восемь барж-площадок серии КМГ грузоподъемностью по 3 600 тонн;
  • флот для участия в проекте будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл»: три судна класса MCV – ​«Барыс», «Беркут» и «Сункар», три буксира – ​«Талас», «Эмба» и «Иргиз». На 31 декабря 2019 года, судна «Беркут» и «Сункар» были обесценены и контракты с ТШО завершаются в 2020 году.

Основные маршруты морской транспортировки нефти

  • маршруты в акватории Каспийского моря;
  • маршруты в акватории Черного и Средиземного морей.
Объем перевозки

Общий объем морской транспортировки нефти в 2019 году существенно вырос – ​на 52% в сравнении с 2018 годом и составил 10 729 тыс. тонн. Объемы транспортировки нефти на Средиземном и Черном морях выросли в полтора раза благодаря заключенному соглашению о поставках и перевозках в конце 2018 года между КМТФ, КМГ и KMG International.

В феврале 2019 года подписаны соглашения о судоходстве между странами – ​участницами Евразийского экономического союза, согласно которым срок получения разрешения на транзитный переход по валовому внутреннему продукту Российской Федерации сокращен до десяти дней.

Объемы транспортировки, тыс. тонн
Объемы транспортировки, тыс. тонн

В апреле 2019 года открыто фидерное сообщение по Транскаспийскому международному транспортному маршруту на условиях соглашения на перевозку грузов между АО НК «Қазақстан Темiр Жолы», АО НК «КазМунайГаз», ТОО «KTZ Express Shipping» и ТОО «НМСК «Казмортрансфлот».

В июне 2019 года силами ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» успешно транспортирована самоподъемная плавучая буровая установка «Сәтті» с базы ERSAI порта Курык (Республика Казахстан) до порта Баку (Республика Азербайджан).